Экскурсия «Белорусский лен»
ЗАДАЧИ: обобщить и расширить знания детей о выращивании льна, о производстве льняной ткани и изделий из нее, воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны; рассказать о народных обычаях при посеве урожая, о защитных функциях одежды; научить детей ориентироваться в предметах для рукоделия; воспитывать интерес к музыкальному и словесному фольклору; расширять запас слов, активизировать словарь; воспитывать интерес к труду, вспомнить пословицы о труде.
МАТЕРИАЛЫ: полотенца льняные, одежда, скамейки, половички, скатерти, сноп льна, волокно, сундучок с предметами рукоделия, гребень, прялка.
Ход:
-Заходите, ребята! Добро пожаловать в музей.
Вот как много сегодня у меня гостей! Как вы думаете какая комната называется светелкой? (СВЕТЛАЯ). Что в такой комнате делали в старину? (Шили, вышивали, пряли). Верно, занимались рукоделием. Какие предметы нужны для рукоделия? (Пяльцы, нитки, спицы). А как вы думаете, что хранится в этом сундучке? (Ответы). То нам думать да гадать? Давайте откроим и посмотрим. (Сундучек не открывается). Я, кажется, догадалась. Сундучок не простой, а с секретом.
Он откроется тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки о труде.
1 БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.
2 ТРУД КОРМИТ, А ЛЕНЬ ПОРТИТ.
3 ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ.
4 УМЕЛЫЕ РУКИ НЕ ЗНАЮТ СКУКИ.
Как ты понимаешь эту пословицу? Молодцы! Вот и сундучок открылся. А в нем (показ): Прялки, спицы, веретено. Не только в старину занимались рукоделием, многие и в наши дни вяжут. Я знаю, что вы тоже любите вышивать, продолжаете народные традиции. Давайте покажем нашим гостям ваши работы. (Девочки берут свои вышивки, хороводным шагом обходят зал перед гостями, демонстрируя работы.)
Экскурсовод:
-Ребята, посмотрите друг на друга, какие вы все нарядные! Что же делает нас нарядными? (ОДЕЖДА). Все мы носим одежду и не представляем без нее жизнь. Для чего она нужна? Из чего шьется одежда? (Ответы). Правильно. В старину чаще всего шили одежду из льняной ткани. Лен выращивали в Древнем Египте, Индии, но больше всего он был распространен в Древней Руси, в России и в нашей стране –Беларуси. Давайте сегодня вспомним все, что мы знаем про лен. Как его обрабатывали в старину, как получали ткань?
Сеяли его весной, разбрасывая в землю маленькие, блестящие семена и приговаривали в надежде на хороший урожай:
1 Иди, весна, иди красна,
Принеси ржаной колосок,
Большой урожай в наш край.
А еще приговаривали.
2 Ты удайся, мой беленький ленок (ВСЕ)
Удачный сев завершается праздником, на котором водили хороводы, играли и пели песни про лен, которых на Руси было сложено очень много. Вставайте в хоровод, вспомним одну из таких песен.
Дети исполняют песню «Посеяли девки лен»
Экскурсовод:
Взойдет лен, вытянется, зацветет голубым цветом. А
Вот теперь получилось волокно, которое можно прясть. (Показ волокна). Какими словами можно назвать его (гладкое, мягкое, легкое, пушистое). Покажите прялку, веретено. Для чего оно? Волокно скатывали, сворачивали в валик. Как он назывался? (Куделя), прикрепляли его к прялке. Покажите, куда прикрепляли куделю? Начинали рукодельницы прясть волокно, превращая его в прочные нитки. Как ласково называли прялку? Почему?Когда отцветет, что появляется вместо цветов? (Плод- коробочка или головка). Подсохнет лен, побуреют головки и что начинают делать со льном? (Вытаскивают или теребят). Вытеребленный лен вяжут в (Снопы). Покажите сноп. Затем лен начинали обмолачивать. Для очего? (Чтобы осыпались головки). Показывает его. Наверное, можно его теперь прясть? Что же ими делали с волокном? (Чесали). Чем? Покажите гребень. Сначала гребни были деревянные, позже – железные.
А теперь попросим девочек сюда
Дам им в руки 3 веретена.
Пусть красавицы порадуют народ,
А работе их гармошка подпоет
( Прослушивание песни «Прялица»).
Экскурсовод:
-На чем же ткали льняное полотно? (На станке). Как его называли? (Кросно). Еще раз покажу его вам. Когда я была маленькая, бабушка учила меня ткать на таком станке. Его устанавливали в большой комнате ближе к окну, чтобы было светлее. И вот холсты сотканы. Что делали с ними дальше? (Отбеливали). Как это было? Расстилали в мороз на снегу, а весной на траве в солнечные дни. Становились холсты белыми-белыми. Теперь можно и одежду шить, и белье, и вышивать узоры. (Показать полотенца, платья). Что еще, шили из льяной ткани и шьют сейчас? (Паруса для кораблей – парусина, палатки, куртки для туристов, чехлы для автомобилей).
А из очень прочной льняной ткани- брезента – шили и шьют костюмы для рыбаков, кузова крытые для грузовых машин, пожарные шланги и многое другое. Лен дружен со многими профессиями: рыбаками, туристами, моряками, шоферами, пожарными.
А что делают из льняного семени? Масло, олифу. Для чего оно? Льняное масло употребляется в пищу и в медицине. На льняной олифе готовят замечательную краску. Она не боится соленой морской воды, поэтому ею красят корабли.
Вот какой замечательный лен! Сколько от него добра и пользы всем нам!
В начале беседы я слушала ваши пословицы и поговорки. А сейчас я наряжусь бабушкой и скажу вам древние пословицы и поговорки:
Держись за соху, она кормилица.(Что такое соха?)
Жене – кросно, мужу – соха.
Работать до поту, поешь в охоту.
Без веретена пряжу не спрядешь.
-Да загадаю загадки.
ЗАГАДКИ:
Мал — малышок в землю ушел,
Синю шапку нашел.
Из земли вырастал.
Весь мир одевал. (ЛЕН).
Пляшу по горнице с работаю моею,
Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (ВЕРЕТЕНО).
Стоит Федосья, растрепны волосья (СНОП).
Без чего рубашку не сошьешь? (ТКАНЬ).
Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали. (ЛЕН).
-Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Я скажу начало еще одной пословицы. (Дети договаривают пословицу). «Сделал дело…. Гуляй смело.»
Настало время плясать да в игры играть.
ЗВОНКИЕ, резные, ложки расписные,
От зари и до зари веселятся ложкари!
(ИСПОЛНЯЕТСЯ танец с ложками).
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Собирайс детвора!
Ждет вас русская игра!
(РУССКАЯ народная игра «ПЛЕТЕНЬ»).
Экскурсовод:
Наша беседа подошла к концу. Когда вы вырастите, может быть кто-нибудь из вас станет знаменитым льноводом, знаменитой ткачихой, будет продолжать дело дедов и прадедов.
МЫ гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа.