Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 3 человека

Научно-исследовательская деятельность по физике

Дата: 21 сентября 2017 в 16:01, Обновлено 19 сентября 2019 в 10:04

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФИЗИКЕ

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ

Шкаранда А.В.  – учитель физики ГУО «Средняя школа №2 г.Мозыря»

Пояснительная записка

Количество учебных часов:  34 ч

Образовательная область: физика

Возрастная группа: 7–11 классы

Основной целью создания элективного курса «Научно-исследовательская деятельность по физике» является выявление и поддержка одарённых учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников.

Предлагаемый курс может быть использован для учащихся разных возрастных групп, с седьмого по одиннадцатый классы.

Разработка курса является крайне необходимой и актуальной, в связи с тем, что дает возможность реализовать основной образовательный принцип – гуманизации, а именно всестороннее развитие личности через включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития. Занятия данного курса позволят учащимся развить интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей и склонностей, найти свой интерес в различных областях науки и техники, выйти на дорогу поиска в науке, жизни, наиболее полно раскрыть свои способности, осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, познакомиться с методами научной и творческой работы, научиться общению со сверстниками и единомышленниками, принять участие в научных экспериментах и исследованиях.

При организации научно-исследовательской деятельности учащихся были определены следующие задачи:

  • приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;
  • создание условий для расширения среды общения и получения информации;
  • участие в проводимых в рамках района, края, страны олимпиадах, конференциях, научно-практических конференциях;
  • формирование навыков исследовательской работы;
  • развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Конечно же, главная задача – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей и создание научных работ и проектов.

В этом процессе можно выделить несколько этапов.

На первом этапе – организационно-подготовительном – выявляются учащиеся, желающие заниматься научно-исследовательской деятельностью. Запись определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований. Ведущая роль здесь принадлежит учителю-предметнику. Именно учителю-предметнику в процессе индивидуальной работы с учениками необходимо не только разглядеть “искру” исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу.

В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понимал конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане (выступления на уроках и во внеурочных мероприятиях, участие в научных конференциях разного ранга).

На втором этапе происходит утверждение тем предполагаемых исследований. Данная процедура считается значимой, поскольку позволяет:

  • осознать учащимися значимость своей работы
  • создать атмосферу сотрудничества между учащимися и учителем, стимулирует развитие их научно-исследовательской деятельности.

Нередко возникает ситуация, когда тема проекта находится на стыке нескольких дисциплин, требует консультационной помощи специалистов. В этом случае к сотрудничеству привлекаются другие учителя-предметники.

Третий этап. Непосредственная работа над работой. 1 раз в неделю проходят занятия курса, где учащиеся представляют проделанную работу. Это позволяет:

  • осуществлять контроль над процессом работы
  • оперативно решать возникающие проблемы
  • поддерживать интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди учеников и учителей.

Четвёртым и самым важным этапом исследовательской работы учащихся является экспертиза творческих проектов. При защите работ на научно-исследовательских конференциях возможно использование возможностей процессора презентаций Power Point. Для создания высокопрофессиональных видеоматериалов с помощью Power Point не обязательно быть художником. Поставляемые в комплекте с программой шаблоны дизайна обеспечивают высокое качество результата, а использование всех возможностей Power Point позволяет создавать эффектные проекты.

Наиболее удачные работы рекомендуются для участия в районной научной конференции учащихся.

Ещё раз хочется подчеркнуть, что включение исследовательской работы учащихся в процесс обучения в общеобразовательной школе и, особенно, инновационный учебных заведениях в рамках курса «Научно-исследовательская деятельность по физике» позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учётом способностей и интересов ученика, но и быть реальной основой интеграции основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ученика и его способностей. Одним из традиционных мероприятий, проводимых в конце учебного года на базе нашей школы, является научно-практическая конференция «Мы - будущее белорусской нации». Именно это мероприятие и способствовало созданию элективного курса «Научно-исследовательская деятельность по физике» для того, чтобы ещё больше показать значимость научных исследований, практическим результатом которых будет являться не только проект исследования, но возможно и участие на конференциях районного и областного уровней.

По методике преподавания курс «Научно-исследовательская деятельность по физике» открывает широкие возможности осуществления творческого подхода к разнообразию форм и методов работы с учащимися на занятиях. Характер проведения занятий зависит от реальных условий: имеющегося в кабинете оборудования, возможности договориться, при необходимости, с преподавателями Мозырского педуниверситета,  по проведении занятий в специально оборудованных лабораториях, используя при этом специализированное и уникальное физическое оборудование. В большей мере формы работы, используемые в курсе, такие как рассказ, беседа, в старших классах лекции, конференции, дискуссии, направлены на то, чтобы вовлечь учащихся в активную самостоятельную деятельность, приучить их к систематической работе с научной и справочной литературой, формированию способностей обобщать прочитанное и делать выводы.

Контроль за успешностью изучения курса предусмотрен в виде проведения итоговой научной конференции с целью демонстрации обучающимися своих научно-исследовательских проектов. По итогам проведения учащиеся получают свидетельства, а наиболее отличившиеся – дипломы. Текущий контроль проводится через тестирование, анкетирование, создание и выпуск физических газет, подготовку сообщений, мультимедийных презентаций.

Курс “Научно-исследовательская деятельность по физике” рассчитан на 34 часа и состоит из Введения, двух основных модулей и Заключения, в процессе которых ученики готовят реферат по избранной теме. В процессе изучения курса школьники учатся выбирать тему исследования, формулировать цель, определять предмет и объект исследования. На практических занятиях школьники работают с каталогами в библиотеках, учатся систематизации документов в архивах, учатся составлять библиографию. И, конечно, постигают азы работы над рефератами, рецензиями, публичными выступлениями.

Особенностью и привлекательностью курса является то, что перечисленные главные блоки друг друга добавляют и при этом могут преподаваться независимо друг от друга. Таким образом, из 34 часового курса можно создать два курса по 17 и 21 часу каждый. При этом название курсов сохранится прежним, с добавлением  в названии каждого «Научно-исследовательская деятельность по физике. Часть 1» (состоит из Введения, Модуль 1, Заключение) и «Научно-исследовательская деятельность по физике. Часть 2» (состоящий из Введения, Модуль 2, Заключение). Такое представление курса может быть весьма привлекательным при меньшем количестве часов, отводимых на изучение в учебном плане школы. При этом, количество часов в курсах совпадает с количеством часов в полугодиях учебного года, что тоже весьма удобно для планирования учебного процесса.

Содержание программы элективного курса

«Научно-исследовательская деятельность по физике»

(34 часа, 1 час в неделю)

«Введение» (2 часа)

История развития науки физики. Выдающиеся учёные–физики, их вклад. Место физики среди других наук.

Модуль 1 «Теоретические основы исследовательской деятельности и ораторского искусства» (13 часов)

Блок 1 «Основы исследовательской деятельности» (8 часов):

Научная проблема исследования. Объект исследования. Предмет исследования. Цель исследования. Виды исследования. Методы исследовательской деятельности. Этапы исследования. Типы проектов. План написания научного проекта. Рецензирование проекта. Культура выступления.

Блок 2 «Психологическая помощь в организации исследовательской деятельности» (5 часов):

Умения доказательства и опровержения. Умение делать собственный вывод и высказывать собственное мнение. Лингвистические умения: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ. Развитие дикции, произношения и речевых умений.

Модуль 2 «Практические основы исследовательской деятельности» (17 часов)

Блок 1 «Работа над проектом исследования: теория» (6 часов):

Практическая часть: реализация приобретенных знаний по написанию теоретической части проекта, а также закрепление навыков по работе с библиографическими источниками.

Блок 2 «Работа над проектом исследования: эксперимент, исследование» (3 часа):

Практическая часть: реализация экспериментальной части проекта, а также отработка умений при работе с физическим оборудованием, обработке результатов эксперимента и расчете погрешностей измерения.

Блок 3 «Оформление научно-исследовательского проекта» (3 часа):

            Практическая часть: отработка умений правильного оформления проекта исследования (титульный лист, содержание, приложения и другое).       

Блок 4 «Подготовка к защите: доклад, мультимедийная презентация» (5 часов):

Практическая часть: применение приобретённых знаний по написанию доклада выступления и созданию мультимедийной презентации с помощью Power Point, а также отработка навыков искусного выступления перед аудиторией.

Заключение (2 часа):

Конференция по теме «Шаг в XXI век – история прогресса и созидания».

Учебный план элективного курса

«Научно-исследовательская деятельность по физике»

Цель:. выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учащихся.

Категории: учащиеся 7-11 классов. 

Форма обучения: 1 час в неделю по расписанию ГУО «Средняя школа №2 г.Мозыря»

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Лекции

Семинары и др формы занятии

Форма контроля

1

Введение

2

1

1

Создание стенгазеты, коллажа

2

Модуль 1

«Теоретические основы исследовательской деятельности и ораторского искусства»

13

4

9

Рефлексия, работа на практических занятиях

3

Модуль 2

«Практические основы исследовательской деятельности»

17

0,5

16,5

Проект. доклад, презентация

4

Заключение

2

2

Выступление на конференции

Распределение часов по учебным блокам в курсе

 «Научно-исследовательская деятельность по физике»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лекции

Семинары

Практикум,

анкетирование

Конференция

Форма

контроля

1

Введение

2

1

1

анкетирование

2

Модуль 1 «Теоретические основы исследовательской деятельности и ораторского искусства»

«Введение» (1 час):

13

4

5

4

2.1

Блок 1 «Основы исследовательской деятельности»

8

4

3,5

0,5

рефлексия

2.2

Блок 2 «Психологическая помощь в организации исследовательской деятельности»

5

1,5

3,5

рефлексия

3

Модуль 2 «Практические основы исследовательской деятельности»

17

0,5

6

10,5

3.1

Блок 1 «Работа над проектом: теория»

6

0,5

2

3,5

написание реферата

3.2

Блок 2 «Работа над проектом: эксперимент, исследование»

3

1

2

проведение эксперимента

3.3

Блок 3 «Оформление научно-исследовательского проекта»

3

1,5

1,5

написание доклада

3.3

Блок 4 «Подготовка к защите: доклад, мультимедийная презентация»

5

1,5

3,5

создание презентации

4

Заключение:

2

2

конференция

Цели элективного курса

«Научно-исследовательская деятельность по физике»

         Все цели имеют сквозную нумерацию, которая будет удобна для использования при представлении структуры курса.

  1. Способствовать развитию интеллектуальных способностей подростков и их социальной активности.
  2. Способствовать формированию у школьников научного мировоззрения, раскрывая современную естественнонаучную картину мира, процесс становления современной физической картины мира.
  3. Показать роль физики в познании фундаментальных знаний о природе, использование которых является базой научно-технического прогресса.
  4. Оказать психологическую поддержку при организации научно-исследовательской деятельности, а именно развитие коммуникативных умений и интеллектуальных возможностей.
  5. Дать учащимся основы знаний о методах и результатах исследований объектов природы.
  6. Сформировать практические умения и навыки при работе с физическим оборудованием во время проведения экспериментальной части научного исследования.
  7. Научить обобщать и систематизировать полученные знания и навыки в ходе выполнения творческих и практических заданий, отстаивать свою точку зрения при выступлениях на конференции.
  8. Сформировать навыки самостоятельного получения знаний при работе с научной литературой.

Список литературы для учителя:

< >Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. — М.: Вербум-М, 2001.- 48 с.Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. М., 1993.Программа элективного курса «Культура исследовательской деятельности и развитие исследовательских умений школьников»., автор Е.А. Румбешта, профессор ТГПУ, зав.кафедрой МОУ СОШ № 49.Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игрокоррекций. М., Новая школа, 1993.Как достичь успеха. Методический курс на основе идей Д. Карнеги. М., 1991.Пурышева Н.С. Фундаментальные эксперименты в физической науке. Элективный курс: Учебное пособие/ Н.С. Пурышева, Н.В Шаронова, Д.А. Исаев. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.Запрудский, Н. И. Внедрение модели контрольно-оценочной деятельности субъектов образовательного процесса как фактор повышения качества образования учащихся / Н. И. Запрудский, А. И. Ярошевич // Образование Минщины. - 2011. - №4. - С. 21-26. З апрудский, Н. И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем: пособие для учителя / Н. И. Запрудский. - Минск: Сэр-Вит, 2008. - 334 с. - (Мастерская учителя). Запрудский, Н. И. Настольная книга учителя физики иастрономи: пособие для учителя / Н. И. Запрудский, К. А. Петров. - Минск: Сэр-Вит, 2009. - 222, [2] с. - (Мастерская учителя). Запрудский, Н. И. Научно-педагогическое обеспечение повышения квалификации учителей естественно - математических предметов: дис… д-рапед. наук в форме науч. докл.: (13.00.01) / Н .И.Запрудский; М-во образования Республики Беларусь,Нац. ин-т образования. – Минск: [Б. и.], 1993. - 37 с. 

Список литературы для учащихся:

< >Как достичь успеха. Методический курс на основе идей Д. Карнеги. М., 1991.Пурышева Н.С. Фундаментальные эксперименты в физической науке. Элективный курс: Учебное пособие/ Н.С. Пурышева, Н.В Шаронова, Д.А. Исаев. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.Тарасов Л.В. Физика в природе: Книга для учащихся. — М.: «Вербум-М», 2002.— 352 с. 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.