Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 3 человека

Структура текста научной работы

Дата: 16 ноября 2015 в 16:12, Обновлено 19 сентября 2019 в 10:04

1. Общее понятие о науке

Конечно, школьникам 8 класса трудно самостоятельно сформули- ровать определение науки или даже подойти к нему. Начать можно с небольшой «игры»: спросить у ребят, что называется наукой, а что — нет. Школьники называют различные, по их представлению, науки, все предложенные ими варианты некритически фиксируются на доске (20-30 записей), после чего данный список обсуждается, причем учитель направляет это обсуждение в нужную сторону. Основные критические замечания к списку обычно таковы — в списке много лишнего, потому что:

• наряду с «биологией» в нем, скажем, присутствует «зоология»; школьники приходят к тому, что некоторые из написанных на доске дисциплин представляют собой не отдельные науки, а разделы других наук;

• по аналогии, наряду с «биологией», «физикой» и другими наука- ми, изучаемыми в школе, школьники называют и другие учебные предметы, не являющиеся, однако, науками: так, «литература» - не наука; соответствующая наука, что в данном случае важно подчеркнуть, называется литературоведением;

• некоторые термины, написанные на доске, обозначают не науки, а сферы практической деятельности; здесь важно подчеркнуть) различие между наукой и практикой: цель науки — познание, целы практики — улучшение условий человеческой жизни; при этом,) некоторые науки по названию совпадают с практическими облас­тями, например, «экономика», «медицина»;

• некоторые термины, написанные на доске, похожи на науки, но ими не являются: например, астрология; следует разобраться по­чему (в отношении астрологии правильный ответ — в связи с не­проверяемостью ее утверждений).

Упомянутая работа со списком позволяет впрямую подойти к формулировке некоторых отличительных признаков:

• наука нацелена на познание мира;

• всякая наука имеет свой объект (учитель вместе со школьника­ми обсуждает, какие объекты имеют науки из списка);

• научное познание характеризуется проверяемостью.

Важным для обсуждения является вопрос о видах позна­ния. Всякое ли познание является ли научным? Важно, чтобы школьники понимали, что, например, их собственные знания об окружающем мире связаны в основном с так называемым бытовым познанием, не имеющим, в отличие от науки, особых методов, не упорядоченным, носящим незапланированный, случайный характер, обращенным на частное, а не на общее. Такое обсуждение помогает прояснить важные черты научного познания: использование особых методов, стремление к универсальности,

логическая упорядоченность. Можно говорить об эстетическом, религиозном познании и т. д., также не являющимися научным. В то же время, хотя наука стремится к истине, не всякие утверждения, возможно, являются истинными: иногда наука берет на вооружение правдоподобные гипотезы, которые в дальнейшем могут быть отвергнуты. Можно попросить школьников привести пример (часто речь заходит о неподвижности и вращении Земли). Можно обсудить этот пример с точки зрения истории  науки.

Анализ составленного на доске списка помогает понять и классификацию наук на естественные, гуманитарные и логикоматематические — важно дать представление о различии их предметов , а также методов.

2. Структура текста научной работы

Данный раздел посвящен тому, как должен быть построен текст научной работы (в частности, исследовательской .курсовой работы самих школьников), что он должен в себе содержать.

()собое внимание уделяется содержанию Введения, которое включает описание, постановку проблемы, формулировку цели, задач и методов, гипотезы и др. Здесь необходимо дать школьникам более подробную информацию, какими на практике бывают цели, задачи и методы исследования, в чем может состоять исследовательская проблема, в чем заключается роль гипотезы в исследовании. Материалом для изучения могут быть уже написанные курсовые работы исследовательского характера их соучеников-предшественников, опубликованные работы юношеских научных конференций и т. д. (возможно, с критическими замечаниями методологического характера, сделанными рецензентами работ или преподавателем курса).

Хорошее задание для самостоятельной работы: вообразив себя исследователями, придумать некую работу и написать к ней введение, указав цель, задачи и методы. Они не обязательно должны быть привязаны к реальной курсовой, даже лучше, если но задание будет выполнено до того, как цель и задачи «настоя­щей» исследовательской работы приобретут реальные очертания. Можно также усложнить задание: задать разным школьникам конкретные области, в которых они должны представить себя исследователями.

3. Методы поиска литературы

Основными источниками литературы являются Интернет и библиотека. Если о поиске в Интернете многие школьники уже имеют определенное представление, то с библиотечными каталогами они, как правило, еще не работали. Необходимо обратить внимание на этот источник информации и научить с ним работать, показав, в частности, что имеющейся в Интернете литературы часто недостаточно. Здесь может помочь экскурсия в библиотеку с демонстрацией различных каталогов.

 Хорошее практическое задание: найти литературу по заданной теме в Интернете и в библиотечном каталоге, а затем сравнить списки. По систематическому каталогу можно установить наличие книги по интересующему вопросу по определенной отрасли знания. В систематическом каталоге карточки расположены в зависи­мости от содержания книг, в определенной системе отраслей знаний.

Каждый отдел систематического каталога имеет условное ци­фровое обозначение — индекс (шифр). Каждый отдел отделяется друг от друга разделителями. Карточки за разделителем расставляются по алфавиту фамилий авторов и заглавий.

Для того, чтобы было легче ориентироваться в систематичес­ком каталоге, к нему составляется алфавитно-предметный указатель! (АПУ) — вспомогательный аппарат к систематическому каталогу: представляющий собой алфавитный перечень предметных рубрик, раскрывающих содержание отраженных в систематическом каталоге произведений печати с указанием шифра (индекса) раздела.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.